ПРОЕКТ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Почему бесплатные батоны разделили Струнино?

Почему бесплатные батоны разделили Струнино? Сразу предупреждаем: при подготовке этого репортажа у нас возникали мысли о темных, неприглядных и увы, мало исследованных чертах нашего национального характера. По возможности мы не транслировали эти мысли и не делали никаких обидных обобщений. Те, кто захотят в этом тексте найти такие обобщения, будут неправы. Второе - некоторые цитаты и мнения местных жителей могут кое-кого задеть "по национальному признаку". Но тут уж из песни слова не выкинешь: что люди нам говорили, то мы и писали... ...А начиналось все вроде бы благостно. Почти пасхально.

Почему доброе дело не осталось безнаказанным?
Это была история о некоем бизнесмене армянского происхождения, который несколько лет раздает хлеб нуждающимся жителям города Струнино (это Александровский район). Пока он благотворительствовал, о нем никто не знал. И вот, якобы, недавно на него струнинцы то ли пожаловались в прокуратуру, то ли подвергли местной обструкции.

Первая мысль: не делай добрых дел. Ни одно из них не остается безнаказанным. Вторая, более спокойная: да может ли быть такая вопиющая неблагодарность? Третья: что-то в этой истории не так, как пишут в интернетах.
Словом, мы отправились в Струнино.

Сразу скажем: данные об официальных жалобах в прокуратуру пока не подтвердились. Второе - предприниматель Мамуд Шавершян не армянин вовсе, а езид. В принципе, вряд ли можно ждать от широких струнинских масс настолько широких этнографических познаний, чтобы они отличали армянина от езида, но лично Мамуда Максимовича это недоразумение обижает:

- Езиды и армяне - безусловно, дружественные, но разные народы. Представьте, что вас, русскую, начнут называть мордвинкой. Это не столько обидно, сколько неправильно.

Третий вывод, который мы сделали сразу же, приехав в струнинский микрорайон Дубки к магазинчику Шавершяна - среди тех, кто получает бесплатный хлеб, благодарных ему людей все же значительно больше.

К магазину, открывающемуся в 9 часов утра, мы приехали к восьми. У крыльца, презрев пронизывающий ветер и утренний морозец, уже ждали человек сорок, ожидавших открытия. Преимущественно - пенсионеры. Одежда - традиционные пуховички и пальто "прощай, молодость", цветные вязаные шапки и береты, все - с сумками и авоськами. Очередь росла прямо на наших глазах: подходили все новые люди, они сразу занимали очередь за самыми ранними пташками...

Мы подошли к людям. Спросили, нельзя ли нам задать несколько вопросов? Бабушки сначала заняли круговую оборону:

- Вы что, приехали прикрыть раздачу хлеба?

- Наоборот, - уверили мы.
Люди немного расслабились. А основных вопросов у нас было два. Первый: хорошо ли бизнесмен делает, раздавая хлеб? Второй: если это хорошо, то кто и почему поднял волну недовольства?

В ответ на первый вопрос толпа дружно зашумела. Мол, хлеб здесь свежий и вкусный. Некоторые даже креститься начали, с восторгом говоря, что за Мамуда каждый день свечки ставят.

Одна из женщин пустилась в подробные объяснения:

- А ты, дочка, сама посуди! Что он для нас делает с этим хлебом? У меня, например, пенсия 10600 рублей. Из них 5600 я трачу на квартиру. Две с лишним тысячи в месяц — на лекарства, без которых не могу обойтись. И что остается? Да если бы не этот хлебушек, мне бы чаще всего есть было нечего. Вообще!

Так, с тем, что хлеб от Шавершяна - это хорошо, все понятно. Теперь что касается темы, кто жалуется? Тут тоже под кивки земляков в разговор вступила другая местная пенсионерка:

- Да жалуются только свиньи неблагодарные! Другого слова не подберу! Берут хлеб, а потом говорят, что все им не так! Так идите ищите, где все так! Но сейчас здесь таких бесстыжих нету... Мы им словами «напихали» уже, отругали как следует!

200 талонов за 20 минут
Ко времени открытия магазина потенциальных получателей заветных талончиков набралось человек двести. В основном, пожилые женщины и мужчины. Кроме них еще были дети, а также несколько сравнительно молодых, лет по 35-40 людей, скажем так, "пониженной социальной ответственности". Проще говоря, местных бомжей и пьяниц.

К открытию подъехал и сам Мамуд Шавершян. Он часто самолично присутствует при раздаче благотворительных месячных талончиков, беседует с людьми. На наших глазах он, открывая магазин, уговаривал собравшихся не толкаться и пропустить вперед детей, чтобы их не затоптали:

- Не волнуйтесь так, всем талонов хватит!

- Да открывай уже быстрее! - кричали в ответ благодарные струнинцы. Толкаться они не перестали даже тогда, когда подъехала машина с хлебом. Из-за толкотни и ажиотажа она даже не сразу смогла подъехать к магазину для разгрузки.

Впрочем, даже толкаясь, народ интересовался:

- Мамуд Максимович, зачем это к вам журналисты приехали?

- Разобраться... Вы же на меня жаловались, - ответил он людям. Из толпы отреагировали конкретикой (впрочем, ничем не подтвержденной):

- Так это не мы жаловались! Это «хохлы», которые тут рядом живут (струнинцы имеют в виду некоторых переселенцев с Украины, - прим. авт.)!

- Да какая разница? - бросил Мамуд и попросил не толкаться и подходить по очереди. Эффективным этот призыв не стал: его самого толпа, ринувшаяся вовнутрь, едва не снесла.

Через 20 минут 193 бумажные «ленточки» талонов на апрель (каждая на 10 выдач хлеба с печатью «фирмы») перешли в руки людей, по «ленточке» на одного получателя. Некоторые ухитрились подойти за талонами дважды.

Еще семь «ленточек» с талонами сотрудники магазина зарезервировали для инвалидов. Те хоть и живут рядом, но им не по силам пробиваться через эту толкучку. За них талоны получили родственники, уже когда главная толпа схлынула.

На каждый талон предъявителю бесплатно выдают один батон и полбуханки черного. Несложно подсчитать: в этом апреле Шавершян, как и в другие месяцы ранее, бесплатно раздаст около 2 тысяч батонов и тысячу буханок. Сам он о сумме своих затрат на эту благотворительность предпочитает не распространяться, но я прикинула: не менее 60 тысяч рублей.

Даже не вопрос: много это или мало? Сам предприниматель точно не с жиру бесится. Магазин у него скромный, с традиционном набором любой торговой точки шаговой доступости: крупы, макароны, колбасы, молочка, напитки, мороженое, кондитерка, консервы, хлеб. А еще подумалось: если бы каждый владелец магазина такую "гуманитарку" раздавал...

Корень претензий
Новости, увы, так устроены, чтоинформация о том, что Шавершян бесплатно раздает землякам хлеб, стала интересна медиа в контексте скандала. До этого никого не интересовало, что бизнесмен делает это восьмой год подряд.

Впрочем, удалось узнать, что недовольные этой благотворительностью были с самого начала. Одни были твердо уверены - а многие до сих пор так считают - что хлеб им выделяют власти (то ли города, то ли страны, тут мнения разнятся). А Шавершян, дескать, его просто раздает, забирая изрядную часть этой «дотации» себе. Наиболее ходовая сплетня такая: государство дает хлеб людям на каждый день, а Шавершян отдает его только раз в три дня. Мол, где остальное?

Другие струнинцы недовольны графиком раздач. Или выдают мало хлеба за раз, или не в то время.

Впрочем, один из покупателей, не претендовавших на хлебные талончики, подошел к Шавершяну пожать руку. И сказал:
- Уважаю! Но я бы на твоем месте давно не выдержал этих их постоянных претензий! И не давал бы никому ничего.

Администратор магазина Ануш Гузальян проработала у Шавершяна уже шесть лет. Про постоянные претензии земляков она знает как никто. Ануш говорит, что вместе с продавцами не раз просила шефа прекратить раздачу хлеба:

- Люди часто нас обижают. Если весь бесплатный хлеб уже с утра роздан - а ведь у нас всегда норма по возможности на 70 таких наборов в день - то те, кто приходят вечером и кому сегодня не хватило, - они сердятся. Дескать, государство нам этот хлеб дает, а вы воруете! Мы просим их подойти на следующий день с утра. Но это не всегда помогает. Бывает, что люди обзывают нас. Некоторые швыряют талоны в лицо, говорят: «Подавитесь!» и «Жрите сами!». Хотя есть, конечно, благодарные люди. Они трогают до слез...

Никаких справок о доходах, никаких пенсионных удостоверений в магазине Шавершяна не спрашивают. Там естественным считают: если человек пришел за талончиками, значит, ему нужно. Даже если это здоровый лоб, который вполне может работать и зарабатывать. Зато некоторые нуждающиеся, получив бесплатный хлеб от Шавершяна, не стыдятся бросить в адрес его и его продавцов: «Понаехали тут!». А еще колотят по витринам, таскают с прилавка мелкоштучку и грозят жалобами во все адреса, от прокуратуры до администрации президента.
Кстати, о «понаехали»: Шавершян живет в России уже четверть века. И помогает не только пенсионерам и неимущим. Он возит сладости в местный детский сад. А власти в Струнино и в районе на эту благотворительность даже после поднявшейся шумихи никакого внимания не обращают. Да и Шавершяну свалившаяся на него "слава" явно не по душе. Никакой благодарности ни от кого, уж тем более от властей, он не ждет и не просит.

Но вот нам в «ВВ» странно: если такие инициативы бизнеса не заслуживают хотя бы моральной поддержки общества и власти, то какие тогда заслуживают?

"Хочется найти того, кто во всем виноват"
Когда ажиотаж схлынул, я задала Шавершяну несколько вопросов.

- Мамуд Максимович, жена не возражает, что Вы своей благотворительностью семейные доходы разбазариваете?

- Она однажды сказала: «Не пора ли это прекратить?». И тогда я повез ее в магазин. Чтобы она сама посмотрела на этих людей. Там пожилой дедушка подошел к нам и сказал, что у него два взрослых сына, которые ему за всю жизнь ни одной булки хлеба не купили. А я вот каждый месяц, получается, ему покупаю... Он даже попытался мне руку поцеловать. Конечно, я не дал ему этого сделать. Но жене сказал: «Вот видишь - ты и дети всю жизнь ни в чем не нуждаетесь, но хоть раз у вас такое желание возникало?».

Жена Роза посмотрела на всех этих людей и сказала: «Ты добавь еще талончиков, если можно».

- Вот Вы дедушку пожалели, но ведь он сам таких сыновей воспитал...

- Наверное... Но зачем я буду об этом судить? У меня другое воспитание. Есть чем помочь - надо помогать. И потом... Сложно проходить мимо, особенно если нуждаются старики, дети, беременные женщины... Стариков особенно жалко. Шел как-то по улице мимо бабушек, торгующих разными самодельными ковриками, мочалками, соленьями-вареньями в банках. Они стояли напротив прилавка с фруктами, смотрели на него. Одна бабушка сказала другой: «Уж и не помню, когда последний раз арбуз ела». Вторая тоже: «И я не помню». Ну, купил я им по арбузу. Ведь как же так-то? Разве правильно человеку мечтать о такой малости, как арбуз?

- Ну хорошо, помогли бабушкам, детям, женщинам. А о Вас: "Понаехали тут!". Как, наверняка сталкиваясь с ксенофобией и даже порой слыша в свой адрес оскорбительные дремучие эпитеты, вы сохраняете позитивное отношение к людям, продолжать им помогать?

- Ксенофобия есть в любой стране мира. Это я уже точно знаю. Природа людей такова: если лично у них что-то не ладится, они хотят найти того, кто в этом, по их мнению, виноват. И реакция «дают, но дают мало» тоже не новость. Я, например, помогал школе в Армении. Так там из других школ негодовали: «А почему им, а не нам?». Людям свойственно так реагировать. Это данность. Но я не хочу на этом зацикливаться. Скажу лишь, что приезжих граждан в России действительно много. Разве это плохо? Это говорит о том, что Россия привлекательная для этих людей. Просто все мы должны жить по нормам и законам нашей новой Родины. И стараться по мере сил быть ей полезными. Так я это вижу...

...Мы собирались обратно во Владимир. На прощанье Мамуд Шавершян заверил нас, что, несмотря на все издержки, прикрывать бесплатную раздачу хлеба не собирается. Даже для тех людей, кто ведет себя в его магазине недобро и агрессивно.

- Меня так мой дед, ветеран Великой Отечественной, воспитывал - помогать, если есть такая возможность. Он назвал всех своих сыновей именами своих русских фронтовых друзей. Думаю, эти люди так недоверчиво реагируют потому, что им никто до этого никогда не помогал. Поэтому им так трудно поверить в то, что кто-то по доброй воле готов это делать, - сказал он.

- И Вы теперь полжизни будете переубеждать их в обратном?

- Ну почему полжизни? - улыбнулся Мамуд. - Всю жизнь.

P.S.
Благодарим Самвела Мстояна, лидера езидской общественной организации "Месопотамия" и члена Общественной палаты Владимирской области, за организацию этой встречи.

Автор: Марина Киселева.
Фото: Наталья Ларина.
Дата публикации: 04.04.2017 г.
Источник: газета "Владимирские ведомости".

© 2022 «Народы 33» - Владимирский региональный межнациональный портал. Все права защищены.