ПРОЕКТ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Ирина ЧИСТЯКОВА: Опыт обращения к прошлому помогает возрождению религиозного самосознания

Ирина ЧИСТЯКОВА: Опыт обращения к прошлому помогает возрождению религиозного самосознания Чистякова Ирина Капитоновна, заслуженный учитель РФ, педагог Дворца детского, юношеского творчества, член совета Владимирского краеведческого общества, соавтор монографии «История религий во Владимирском крае» отвечает на вопросы по тематике издания.

В чем Вы видите актуальность освещения истории лютеранства во Владимирском крае?

Одной из особенностей исторического развития Российского государства на протяжении последних трех столетий является его многонациональность и, как следствие, многоконфессиональность. В России со времен Ивана Грозного, Петра Великого и Екатерины II люди сталкивались с «инославием». Его последователи уже со второй половины XVI века находились на исторической территории православия. Лютеранская церковь в Российской империи занимала видное место среди неправославных религиозных конфессий, - как по численности своих последователей, так и в связи с той важной ролью, какую играли многие из них в различных сферах политической и общественной жизни, - поэтому изучение ее истории представляется не только оправданной, но и вполне актуальной задачей.

Актуальность изучения прошлого лютеранской церкви определяется также ее современным положением. В конце 1980-х годов, после пятидесятилетнего перерыва, лютеранская церковь в России возобновила свою деятельность как организационная структура. Продолжающееся в настоящее время восстановление лютеранских общин ставит перед ними множество проблем, от реставрации церковных зданий до возрождения религиозного самосознания и приходских традиций. Решению этих проблем в значительной степени может помочь обращение к опыту прошлого.

Культура каждого общества, народа, региона может формироваться как органическое единство только на основе сохранения уникальности и самобытности всех представленных в ней религиозных культур и конфессий, привнесенных в разное время и разными народами.

Какова Ваша оценка роли и места лютеран в социальной, экономической и культурной жизни нашего региона в дореволюционный период?

Не секрет, что многие из лютеран, присягнув России и далее оставаясь в евангельской вере, в течение веков послужили трудами своей второй родине.

К евангелическо-лютеранскому вероисповеданию в России принадлежали известные дворянские роды. Некоторые лютеране становились видными государственными деятелями, дипломатами, военачальниками, крупными чиновниками, учеными, деятелями русской культуры. Лютеранами были офицеры и генералы, биографии которых стали частью русской военной истории. Деятели лютеранской общины в основном составляли городскую интеллигенцию: среди них были чиновники, врачи, архитекторы, учителя. Интегрируя в среду местной интеллигенции, лютеране привносили черты своего национального характера, менталитет порядочных трудолюбивых горожан с высоким образовательным уровнем. Первые лютеране, которые прибыли в наш город, были учителями, преподававшими в гимназиях, прежде всего, иностранные языки. Многие лютеране служили чиновниками в почтовой конторе, банке, окружном суде и прокуратуре. Среди владимирских лютеран было немало хороших аптекарей, врачей и архитекторов. Многие лютеране, будучи инженерами и техниками принимали участие в строительстве Московско-Нижегородского шоссе, служили в управлении округов путей сообщения. Владимирские лютеране не оставались в стороне от городских дел, принимая участие в благотворительных организациях и обществах, служили неотъемлемой частью их общественной деятельности.

Каково состояние научных исследований в области регионального религиоведения? Есть ли необходимость более детального исследования положения изучаемой Вами конфессии во Владимирском регионе?

Как показывает знакомство с историографией проблемы, необходимым условием успешного изучения истории лютеранской церкви в России является расширение источниковой базы исследования. Оно должно происходить, в первую очередь, за счет вовлечения в научный оборот документальных материалов архивов органов государственного и церковного управления, которые до сих пор используются в очень незначительном объеме. После 1917 года основные направления по изучению истории лютеранской церкви в России были продолжены зарубежными исследователями. Источниками для их трудов послужили материалы, изданные в XVIII-XIX вв., а также вывезенные в Финляндию и Швецию документы ряда приходских архивов, что позволило особенно плодотворно изучать историю отдельных общин и духовенства. Однако разработку церковной проблематики зарубежными исследователями в целом нельзя считать исчерпывающей, поскольку они были лишены возможности познакомиться с материалами российских архивов. С конца 1930-х годов, когда лютеранская церковь на территории России перестала функционировать, вопрос о ее изучении окончательно утратил актуальность в глазах советских историков.

В 1990-е годы, в контексте общего возрождения религиозной жизни в нашей стране, а также в связи с небывало возросшим интересом к прошлому российских немцев, лютеранская церковь в России вновь стала предметом внимания отечественных исследователей. Однако к более серьезному изучению этой темы делаются только первые шаги. Знакомство с историографией проблемы приводит к выводу о необходимости расширения источниковой базы исследований на основе изучения и введения в научный оборот новых комплексов документов. В связи с этим представляется вполне закономерным обращение к изучению фондов Российского государственного исторического архива (РГИА), который является крупнейшим хранилищем документальных материалов, образовавшихся в процессе деятельности высших и центральных органов государственной власти и управления Российской империи XVIII - XX вв.

© 2023 «Народы 33» - Владимирский региональный межнациональный портал. Все права защищены.