Арсенина Ольга Владимировна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и религиоведения Владимирского государственного университета, соавтор монографии «История религий во Владимирском крае» отвечает на вопросы по тематике издания.
В чем вы видите актуальность освещения истории старообрядчества во Владимирском крае?
В последние годы наблюдается возросший интерес к историческому прошлому нашей страны, хочу заметить, что это важно для построения объективной картины российского прошлого, во избежание многих внутренних конфликтов и расколов общества, которыми пестрит наша история. Сегодня Россия стоит перед необходимостью обретения устойчивого внутреннего единства, сохранения многообразия традиций и взаимного их обогащения. Для этого необходим диалог прошлого и настоящего.
На мой взгляд, российское старообрядчество – особенное и ни с чем не сравнимое явление в религиозной жизни как страны, так и Владимирского края. Изучение его истории очень важно для нашего региона. Во-первых, Владимирский край является одним из основных центров зарождения старообрядства, уходящего своими корнями в середину XVII века. Во- вторых, это религиозное течение представляет собой интереснейший объект для изучения национальной ментальности и культуры, для анализа социально-психологических потенций человека, не только сопротивляющегося внешнему давлению со стороны социума, но и находящего в себе нравственные силы с пользой служить этому социуму, влиять на его ценностные ориентации. В-третьих, опыт староверия актуален для осмысления одного их самых больных вопросов современности - национального вопроса. Кроме того, наблюдая, как размываются этнические, культурные, религиозные черты русского этноса, мы все более отчетливо понимаем важность опыта старообрядчества по сохранению своей религиозной идентичности. В целом, актуальность историко-религиоведческого исследования старообрядчества сегодня во многом обусловлена новым социальным контекстом, требующим переосмысления прежних нравственных идеалов.
Какова ваша оценка роли и места старообрядчества в экономической и культурной жизни региона в дореволюционный период?
Если ответить совсем коротко, то можно сказать, что старообрядчество является «визитной карточкой» российского предпринимательства, экономической и культурной жизни России. Что касается Владимирского края, то достаточно вспомнить, что во второй половине XVIII- начале XIX во Владимирской губернии 40% предпринимательских династий имели старообрядческое происхождение. На их пожертвования строились храмы, больницы, учебные учреждения; создавались библиотеки, музеи, картинные галереи; поддерживались талантливые ученые, художники, писатели. Из числа наиболее крупных купцов и предпринимателей можно назвать Мальцевых, которым в XIX веке принадлежало 24 стекольных предприятия, что составляло четвертую часть всей стекольной промышленности Российской империи; фабрикантов В.Ф. Демидова, С.Морозова, Я. Игумнова; купцов Зайцевых, Валенковых, Мельниковых, Суздальцевых, Бужениновых, Роджиных, Мироновых и многих других. Важно отметить, что именно регламентированный строй жизни старообрядческих семей, трудолюбие и особое упорство в достижении цели являлось причинами процветания и размаха их бизнеса.
Каково на ваш взгляд состояние научных исследований в области регионального религиоведения? Есть ли необходимость более детального изучения положения изучаемой Вами конфессии в нашем регионе?
За прошедшее десятилетия многое изменилось в изучении религии. Региональное религиоведение не только подтвердило свою академическую значимость, но и активно включилось в практическую работу по налаживанию межконфессионального диалога. На базе кафедры философии и религиоведения» ВлГУ, возглавляемой И.Е.Арининым, происходит общение с религиозными сообществами, проводятся совместные конференции, осуществляется изучение религиозных установок и предпочтений жителей Владимирского региона. Кафедра реализует фундаментальные и прикладные религиоведческие исследования в рамках научно-исследовательской программы, которая предусматривает углубленное изучение истории и современного состояния владимирского старообрядчества. Этой тематике посвящены не только научные статьи, но и курсовые и дипломные работы студентов.
Трудно что-либо сказать о перспективах старообрядчества. Маловероятно, что оно когда-нибудь станет массовой религией. Но как субкультура религиозных изолятов, старообрядчество чрезвычайно устойчиво. Это мир малодоступный и не вполне понятный для посторонних. Хочется надеяться, что о нем еще многое предстоит узнать и донести до наших читателей.
Вконтакте
Одноклассники
Google+