ПРОЕКТ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Результаты социологического опроса по теме «Социальное согласие и социальное самочувствие»

Результаты социологического опроса по теме «Социальное согласие и социальное самочувствие» Социологический опрос по теме «Социальное согласие и социальное самочувствие» проводился в период с 15 по 28 июля 2016 г. методом анкетирования по изучению общественного мнения населения Владимирской области. Объем выборочной совокупности опроса – 2034 чел.

Межнациональные отношения
 В целях более глубокого изучения ситуации в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений в регионе должен быть проведен экспертный опрос, заключающийся в получении ответов на специализированный опросник от людей, являющихся экспертами в данной области, то есть включенных в процессы межнациональных и межконфессиональных отношений. Должно быть опрошено не менее 20 экспертов, руководителей и специалистов общественных организаций, органов государственной и муниципальной власти, непосредственно связанных со сферой межнациональных и межконфессиональных отношений.

Также были уточнены и конкретизированы эмпирические индикаторы, позволяющие определить уровень социального согласия во Владимирской области в том числе в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений:
  • Оценка состояния проблем в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений.
  • Уровень толерантности в отношении людей других национальностей и вероисповедания.

Социологический опрос показал, что общегражданская идентичность преобладает над этнической. Большинство опрошенных указали, что они в первую очередь считают себя россиянами (61%), в то время, как принадлежность именно к своему народу (русскому, татарскому и т.п.) является первоочередной лишь для каждого десятого респондента. Более чем для четверти опрошенных (27%) подобная дилемма вообще не является актуальной.

Жители области указали, что чаще всего испытывают по отношению к людям своей национальности такие позитивные чувства, как солидарность (38%), уважение (36%) и гордость (27%). Чуть менее распространенным является чувство доверия (18%). Важно, что наличие у себя таких негативных чувств, как равнодушие и стыд отмечают лишь по 6% опрошенных. Возмущение представители своей национальности вызывают лишь у 2% респондентов. Наконец, практически ни у кого представители своего этноса не вызывают чувства вражды (0.4%). Таким образом, жители области демонстрируют довольно позитивный настрой в отношении своих соплеменников.

Если по отношению к людям своей национальности респонденты почти совершенно не испытывают вражды, то в отношении к представителям других национальностей большая доля опрошенных хотя бы иногда, но испытывала враждебные чувства. Однако, почти каждый десятый указал, что чувство враждебности по отношению к представителям иных этносов посещает его довольно часто (8,8% от общего числа опрошенных или 20,33% от испытывающих враждебность), а еще 3,6% (8,31%) отметили, что подобное происходит с ними очень часто. В результате, ту или иную степень враждебности по отношению к людям других национальностей испытывают чуть менее половины опрошенных, как и в прошлом году.

Представление о том, что приезжие других национальностей влияют на ситуацию в области отрицательно, хоть и стало менее распространенным, чем год назад (33% вместо 48%), все же явно преобладает над противоположной точкой зрения. Следует отметить, что уменьшение доли отмечающих негативное влияние таких гостей отнюдь не сопровождается увеличением числа жителей области, видящих в их появлении больше позитива (те же 5%, что и год назад). Динамика обеспечена ростом удельного веса затруднившихся с ответом (33% против 9%).

Исходя из выше указанного, не удивительно, что практически половина жителей области (48%), поддержала бы ограничение властями приезда в регион людей определенных национальностей. Данный показатель заметно улучшился по сравнению с 2015 годом, когда ограничение на въезд по национальному признаку поддерживали почти три четверти опрошенных (71%). В то же время, доля жителей области, считающих, что подобные ограничения не нужны, практически не изменилась (28% вместо 25%). Часть прошлогодних «ксенофобов» теперь присоединилась к числу затруднившихся с ответом: доля последних составляет 23,5% вместо 4% в 2015 году.

Таким образом, с одной стороны, острота восприятия «чужаков» заметно спала, с другой стороны, это не приводит пока к существенному росту числа этнически толерантных жителей области.

Несмотря на то, что половина жителей области продолжает высказываться в пользу ограничения на въезд лицам конкретных национальностей, в массовом сознании сохраняется признание равенства прав людей вне зависимости от национальности и места проживания. При этом число сторонников наделения людей коренной национальности более широкими правами, чем людей других национальностей, живущих на той же территории, заметно уменьшилось (28% вместо 38% в 2015 году). Однако, отказавшиеся от данной точки зрения вновь «перетекли» в основном в долю затруднившихся с ответом, а отнюдь не стали сторонниками равноправия.

В ходе опроса респондентам задавался вопрос о том, бывало ли так, чтобы их оскорбляли или обижали в связи с их национальностью. Исходя из этнической гомогенности населения области, общий результат был предсказуем. Как и год назад, подавляющее большинство указали, что такого никогда не было (87%). Тем не менее, если выделить в отдельную группу всех не русских респондентов, становится очевидно, что среди них уже немало испытавших оскорбления, связанные с их национальностью. Каждый пятый отметил, что такое случается, правда, редко.

В целом актуальное состояние дел в сфере межнациональных отношений оценивается респондентами довольно спокойно. Так, сомневающиеся в возможности возникновения в области серьезного конфликта на национальной почве составляют, как и год назад, относительное большинство (40%). А в сумме с теми, кто решительно отвергает возможность подобных конфликтов (12%), они составляют большинство (52%). Правда, и тех, кто в той или иной мере допускают вероятность межнациональных конфликтов, также не мало – в сумме почти третья часть жителей области: 14% вполне уверены, что подобные конфликты возможны, а еще 16% считают их скорее возможными, чем не возможными. Вновь следует отметить, что имеющаяся динамика в данном вопросе обеспечена ростом затруднившихся с ответом (с 4% до 17%).

Оценивая изменения, произошедшие в сфере межнациональных отношений во Владимирской области в последнее время, половина респондентов отмечает, что никаких изменений не произошло. Еще треть опрошенных затруднились с ответом на данный вопрос (32%). Обнаружившие улучшение (6%) или ухудшение в данной сфере (10%) оказались в явном меньшинстве. Поэтому, даже несмотря на то, что отметивших ухудшение вдвое больше, чем отметивших улучшение, можно констатировать довольно спокойную реакцию жителей области на текущее
состояние дел в сфере межнациональных отношений. Тем более, что за год общее соотношение выбравших разные варианты ответа не изменилось. Все изменения вновь свелись к троекратному росту числа затруднившихся.

Подводя итог, обратим внимание на следующие выводы.

Общегражданская идентичность является для большей части населения области более важной, чем идентичность этническая. При этом позитивные чувства по отношению к представителям своего народа явно преобладают над негативными.

Характер отношения значительной части жителей области к представителям других национальностей продолжает вызывать тревогу. Большинство, хотя и редко, но испытывает враждебность по отношению к представителям иных этносов. Треть опрошенных считает, что приезжие других национальностей влияют на ситуацию в регионе отрицательно. Половина соглашается с тем, что въезд в область представителям других национальностей должен быть ограничен. Все это показатели достаточно высокого уровня латентной ксенофобии.

Однако негативные тенденции уравновешиваются позитивными. Так, в массовом сознании жителей области продолжает преобладать представление о недопустимости ущемления прав лиц других национальностей. Возникновение конфликтов на национальной почве считается сомнительным. Показатели удовлетворенности деятельностью властей в сфере межнациональных отношений находятся в позитивной зоне.
В целом, на данном этапе исследования можно говорить о явном снижении напряженности в восприятии населением области проблемы межнациональных отношений.

Межконфессиональные отношения

Исследования последних лет показывают заметный рост интереса жителей Владимирской области к религии.

Вербальный уровень интереса к религии довольно высок. Половина жителей области однозначно называют себя верующими, а еще треть самоопределяется как «скорее верующие, чем неверующие». Жители области, готовые признать себя неверующими или хотя бы усомниться в этом, оказываются в явном меньшинстве (в сумме 11%).

На отношение к вере никакого влияния не оказывает уровень образования: доля верующих одинаково велика как среди малообразованных, так и среди имеющих среднее специальное и высшее образование жителей области.

Определяя свое отношение к различным конфессиям, деноминациям или философским течениям, подавляющее большинство жителей области (73%) уверенно называют себя православными. Все остальные варианты конфессиональной идентичности отмечаются довольно редко. Более или менее заметной группой являются «просто верующие в Бога», без конкретной привязанности к какому-либо конкретному вероисповеданию (14%). Атеисты и материалисты (2,4%) в сумме с теми, кто выбрал вариант ответа «Я сам по себе» (7,5%), составляют долю, равную суммарному удельному весу «неверующих» и «скорее неверующих».

Высокий уровень последователей православия объясняется взаимосвязью православной идентичности с этнически гомогенным составом населения области. Однако православными себя считают не только «верующие» (87%) и «скорее верующие» (68%), но и половина «скорее неверующих» (53%) и почти каждый пятый среди «неверующих» (17,5%). По всей видимости, соотнесение себя с православием является проявлением не только (а возможно и не столько) религиозной идентичности, сколько идентичности этнокультурной. Срабатывает паттерн «русский – значит православный».

Следует отметить, что атеисты составляют лишь немногим более четверти среди «неверующих» (29%). Гораздо чаще «неверующие выбирают вариант ответа «Я сам по себе» (45%).

Поверхностный уровень вербальной религиозности подтверждается и другими наблюдениями. Так, регулярно участвует в богослужениях и обрядах лишь десятая часть жителей области. Почти две трети респондентов (62%) если и заходят в храм, то лишь иногда (поставить свечку, помолиться и т.п.), 28% опрошенных указали, что они вообще не посещают храмов. Даже среди тех, кто считает себя верующими, доля постоянно участвующих в богослужениях составляет лишь 17%. Причем, примерно такая же доля «верующих» никогда не посещает храмы.

Подавляющее большинство респондентов, если и молятся, то лишь время от времени и сами придумывают молитвы (66%). Регулярно читают церковные молитвы лишь 10% опрошенных. Регулярно молящиеся составляют 65% постоянно посещающих храмы. Даже среди активных прихожан почти треть молится лишь иногда и своими словами (31%). В результате, среди «верующих» регулярно молящиеся составили те же 16%, что и посещающие богослужения. Таким образом, реальный, поведенческий уровень религиозности оказался явно ниже вербального.
Подтверждается это и отношением к религиозным постам. Считается, что их соблюдение стало в последние годы довольно распространенной практикой. Тем не менее, как показывают результаты исследования, почти для половина опрошенных (44%) религиозный пост не имеет никакого значения и они его не соблюдают.

Другая половина респондентов соблюдает посты. Однако 7,6% опрошенных, соблюдая пост, не видит в нем никакого сакрального смысла, а просто использует ограничение в питании как хороший повод контролировать процесс приема пищи и поправить здоровье. В то же время для большинства постящихся пост связан с возможностью духовного очищения и просветления (22,1%) и необходимостью следования религиозным канонам и обрядам (8,4%). Таким образом, для большинства постящихся данный процесс имеет большее значение, чем простое следование диете.

Обрядовая сторона религии – регулярное посещение богослужений, молитва, соблюдение постов – чаще характерна для женщин и для представителей старшего поколения. Молодежь интересуется всем этим гораздо реже.

Итак, при высоком вербальном уровне религиозности практический, поведенческий интерес к религии, особенно выраженный в форме регулярного соблюдения церковных обрядов, оказывается довольно низким. Об истинной приверженности религиозной вере можно говорить в отношении не более 16 –20% жителей области. У остальных религиозность имеет явно поверхностный характер.

Это является одним из факторов того, что население области довольно спокойно и в целом позитивно оценивает ситуацию в сфере межконфессиональных отношений. Важнейшей причиной является то, что в последние годы в области не было отмечено никаких конфликтов на религиозной почве (несмотря на то, что межнациональным конфликтам иногда и приписывают межконфессиональный характер).

Большинство жителей области продолжают считать отношения между представителями различных конфессий либо ровными и бесконфликтными (51,5%), либо доброжелательными и способствующими согласию (10%). Такой позитивный настрой за 2016 год несколько ослаб, однако тревожность в оценке не возросла. Динамика обеспечена увеличением доли затруднившихся с оценкой.

Возникновение в области серьезных конфликтов на религиозной почве представляется респондентам еще менее вероятным, чем возникновение конфликтов межнациональных.

Подводя итог, следует отметить, что религиозная идентичность не является глубоко укорененной. При довольно большом количестве называющих себя верующими и еще большем числе называющих себя православными, реальный уровень религиозности не превышает 16 – 20% населения области.

Приверженность православию является не столько религиозным идентификатором, сколько признаком этнокультурной идентичности. В целом потенциальный уровень конфликтности в сфере межконфессиональных отношений можно считать низким, а уровень конфессионального согласия – достаточно высоким.

© 2022 «Народы 33» - Владимирский региональный межнациональный портал. Все права защищены.